Отрицая объективную закономерность мира, Д. рассматривает его как цепь ограниченных во времени и пространстве ситуаций, соотнесенных с субъектом. Свой «инструментальный» метод Д. применяет и к этике. Он утверждает, что моральные проблемы возникают в конкретных ситуациях, а этические категории служат для того, чтобы каждая данная «моральная ситуация» была бы наиболее удачным образом разрешена. Следовательно, «все, что в данной ситуации является целью и благом, обладает равной ценностью, рангом и достоинством с любым др. благом любой др. ситуации». Д. выступает защитником этического релятивизма и произвольного толкования норм нравственности: отрицая «абсолютную мораль» и «вечные» моральные нормы, он противопоставляет им произвольный выбор средств и целей вне зависимости от того об-ва, в к-ром живет индивид. Формально критикуя буржуазное об-во, требуя «равных возможностей» для всех его членов, по существу он абсолютизирует типичную для эксплуататорского об-ва «моральную ситуацию», где дилемма — мораль или выгода — решается в пользу последней. |
|
2022. Словарь по этике. Создание и продвижение сайта - Q-Media |