Словарь по этике. Вернуться на главную страницу

 


Человек и общество — общефилософская проблема соотношения Ч. и о. имеет важное значение и для этической науки, поскольку ее постановка предопределяет понимание природы нравственности и способ решения осн. вопросов этической теории. Буржуазное понимание данной проблемы основывается, в сущности, на противопоставлении понятий Ч. и о. С одной стороны, сущность Ч. трактуется как «человеческая природа», не зависящая от О., а О. — как сфера лишь внешнего проявления или ограничения внутренних свойств Ч, (различные теории «робинзонады», «общественного договора»).

С др. стороны, О. представляется как нечто внешнее человеку, как «социальная машина», «общество-лицо» (Прудон), как «среда» или «обстоятельства», формирующие облик людей. Отсюда проистекает бытующее в буржуазной этике двоякое, но в равной мере ложное понимание нравственности. Она трактуется либо как выражение «естественных» стремлений Ч., присущего ему морального чувства (Гедонизм, Эвдемонизм, Нравственного чувства теории), либо как проявление «космического закона», «самоочевидного принципа», не зависящего от Ч. вообще (Космической телеологии этика, Интуитивизм).

Из этого вытекает, что либо Ч. утверждает свою свободу в морали лишь в негативной форме, вопреки внешней необходимости и человеческому миру общения, либо нравственность состоит в подчинении Ч. внешнему диктату (бога или О,), в подавлении его «природных» склонностей. Соответственно решается в буржуазной этике и проблема осуществления общественного и нравственного идеала: либо предлагается возлагать надежды на скрытые в тайниках души Ч. «идеальные устремления», на подлинную его природу, к-рая в принципе противопоставляется всему социальному; либо остается уповать на милость бога, на изменение условий помимо Ч.

В действительности, как показывает марксизм, человеческая сущность есть не «абстракт, присущий отдельному индивиду», а «совокупность всех общественных отношений» (К. Маркс и Ф. Энгельс, т. 3, с. 3). Поэтому О. нельзя считать чем-то внешним по отношению к Ч., некой «средой». Все содержание общественной жизни создается различными формами человеческой деятельности. Равным образом в самом Ч. нет ничего, кроме черт его общественной природы.

«...Общественная история людей есть всегда лишь история их индивидуального развития...» (там же, т, 27, с. 402—403), «история — не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека» (там же, т. 2, с. 102). Марксистская философия есть всецело подлинная философия Ч. Марксизм на противопоставляет «подлинно человеческое» и подлинно общественное, ибо с его т, зр. это одно и то же. Поэтому проблему воспитания подлинно нравственного Ч. марксизм подчиняет задаче создания подлинно человеческого О. в процессе культурно-созидательной деятельности самих людей.

Марксизм не только опровергает, как ложное, буржуазное противопоставление Ч. и о., но и показывает его источники. В результате разделения и отчуждения труда производительные силы (а также социальные отношения и вся общественная культура) «выступают как нечто совершенно независимое и оторванное от индивидов, как особый мир наряду с индивидами...» (там же, т. 3, с. 67). Ч. не узнает в О. результатов своей деятельности и своей сущности. Буржуазное О. превращает его в «персонаж», играющий заданную ему роль, спускает ему в виде готовых формул моральные запреты и предписания.

Ч. же со своей стороны рассматривает О. как средство для достижения своих эгоистических целей, стремится обрести свободу вопреки О., утвердить свое «Я» в индивидуальном «внутреннем» мире, свою собственную нравственность в противоположность навязанной ему общественной морали. Он кажется самому себе внесоциальным существом. Преодоление противоположности личности и О. с т. зр. марксизма достигается вместе с уничтожением социальных условий, ее породивших.

Коммунистические общественные отношения — это, по словам Маркса, прозрачно разумные связи и всестороннее общение, в к-ром люди развивают свои творческие способности во всей их полноте. Преследуя общественные цели, тождественные с его личными, Ч. как раз и утверждает себя как свободную личность (см. также Всестороннее, целостное развитие личности, Свобода нравственная).

Человеколюбие — см. Гуманизм.

Назад | Тематический указатель | Вперёд
 




Человек и общество


 

2010. Словарь по этике.