Словарь по этике. Вернуться на главную страницу

 


Буржуазная этика теории морали, в к-рых нашли выражение мировоззрение буржуазии и ее моральное сознание. Соответственно различным периодам в истории капитализма, конкретным социальным условиям разных стран и положению различных слоев и общественных групп в Б. э. выдвигалось мн. разнообразных теорий, к-рые каждая по-своему отражали ту или иную сторону буржуазного миропонимания в целом.

Примерами могут служить утилитаризм, эгоизма теории, нравственного чувства теории, моральной доброты теория, этика Канта («Категорический императив», Автономная этика), эволюционная этика и др. В совр. Б. э. также существует мн. направлений.

Осн. из них — неопозитивизм, экзистенциализм, неопротестантизм, прагматизм, интуитивизм и неотомизм. Менее влиятельны либеральное христианство, аппробативные теории, аффективно-волевые теории моральной ценности, «гуманистическая» этика и ряд др. («Интереса теория, Самореализации этика, Космической телеологии этика»).

Все эти буржуазные этические теории в зависимости от того, что в них принимается за основание нравственности, являются либо объективно-идеалистическими (где мораль обосновывается посредством понятия бога, абсолютной идеи, некой внепространственно-временной сущности, космического морального закона), либо субъективно-идеалистическими (в к-рых основанием нравственности считается духовная деятельность субъекта), либо натуралистическими (Натурализм), истолковывающими мораль в духе вульгарного материализма, не учитывающего специфику социальных законов.

А в большинстве теорий Б. э. элементы объективного и субъективного идеализма и натурализма тесно переплетаются. В зависимости от понимания природы нравственности и метода ее обоснования в Б. э. можно выделить несколько парных противоположностей — рационализм и иррационализм, абсолютизм и релятивизм, авторитаризм и волюнтаризм, догматизм и скептицизм. Эти методологические крайности взаимно предполагают одна др., невозможность решения проблемы одним путем приводит к др. крайности.

Наличие в Б. э. различных взаимоисключающих т. зр. по ряду важных этических проблем (см., напр., Цели и средства, Истина и нравственность, Намерения и дела, Эгоизм и Альтруизм) в конечном счете отражает историческую ограниченность самого буржуазного мировоззрения, обусловленную противоречивостью положения личности в капиталистическом об-ве и буржуазного способа производства в целом.

Противоречивость особенно характерна для совр. Б. э., что отражает процесс углубления и обострения противоречий капитализма в эпоху империализма и общего кризиса буржуазной культуры. Буржуазные мыслители XX в. оказываются, напр., не в состоянии разрешить одну из осн. проблем этики - проблему объективного и рационального обоснования требований нравственности.

Если прогрессивные буржуазные мыслители прошлого пытались дать моральным представлениям научное обоснование, то их совр. преемники в принципе отвергают такую возможность: нравственность, как считает большинство из них, иррациональна, не может основываться на разуме человека и тем более на данных науки. Отсюда вытекают два противоположных, но в равной мере несостоятельных понимания предмета и задач этики.

Неопозитивисты под предлогом создания «строго научной» этики отрицают необходимость постановки и изучения моральных проблем (Метаэтика). Так возникает формалистическое направление в совр, буржуазной философии морали. Экзистенциалисты и неопротестанты, напротив, стремятся сделать этику «практической философией», к-рая могла бы помочь людям в решении повседневных нравственных проблем.

Однако, с их т. зр., это возможно лишь при условии, если этика будет вне всякой науки. На этой основе развивается иррационалистическое направление в совр. Б. э. Если формалистическое направление претендует на «очищение» науки от политической конъюнктуры и догматизма, характерных для совр. буржуазной идеологии, то иррационалистическое - на «спасение» моральных ценностей от якобы враждебной им науки.

В действительности же за противопоставлением морали и науки скрываются характерные для совр, буржуазного об-ва противоречия — между научным пониманием истории и буржуазной идеологией, между объективными закономерностями общественного развития и субъективными устремлениями буржуазной личности, между капиталиста» ческим об-вом и личностью (Человек и общество).

Неспособная решить эту и др. принципиальные проблемы этики, буржуазная философия морали находится в состоянии глубокого кризиса, из к-рого она уже не может выбраться. Научное разрешение этических проблем возможно только за пределами буржуазного мировоззрения, Оно осуществляется в марксистской этике, к-рая связывает преодоление всех этих противоречий с практикой, с революционным переустройством об-ва.

Назад | Тематический указатель | Вперёд
 




Буржуазная этика


 

2010. Словарь по этике.