Словарь по этике. Вернуться на главную страницу

 


Буддизм (санскрит buddha — просветленный) — одна из мировых религий. Возник в V—IV вв. До н. э. в Индии и получил распространение в Центральной, Южной и Восточной Азии. Верующие буряты, калмыки и тувинцы исповедуют Б. в форме ламаизма, сложившегося в XIV—XV вв. в Тибете.

Легендарным основателем Б. считают Будду — царевича Сидлхартху Гаутаму (он же — Шакьямуни, т.е. "мудрец из рода шактев), якобы жившего в долине Ганга (Индия) в VI-V вв. до н.э. Проведя во дворце отца безмятежное детство и молодость, он, потрясённый встречами с больным стариком, трупом умершего и с аскетом, ушел в отшельничество искать путь избавления людей от страданий.

После «великого прозрения» стал странствующим проповедником новой религии и морали, основателем буддийской монашеской общины. В мае 1956 г. буддисты торжественно отметили 2500 лет «великой кончины Будды» («махапаринирвана»). Отрывочные сведения о его жизни и проповеднической деятельности имеются в канонической литературе Б. Более подробные его «биографии» (Махавасту, Буддхачарита, Лалитавистара и др.) составлены позднее (II—III вв. н. э.). В них сведения, могущие быть отголосками действительных событий, переплетаются с описаниями чудес и др. плодами религиозной фантазии.

Хотя физическая смерть, по представлениям буддистов, не прекращает существования, т. к. умерший возрождается в др. человеке, божестве, духе, животном и т. д., такое перерождение, согласно этическому учению Б., не благо, а зло, ибо бытие в любой его форме — страдание. Бытие-страдание безначально: божественный творец не мог бы создать столь несовершенный мир.

Благость высших божеств — будд, достигших абсолютного совершенства в результате бесконечного множества перерождений и накопления добродетелей, состоит в том, что они указывают др. путь к спасению, к преодолению страданий, способ достижения абсолютного небытия (нирваны). Форма перерождения живого существа со всем его жизненным путем и страданиями определяется его кармой, т. е. деяниями, мыслями, чувствами во время прежних перерождений.

Причина новых перерождений — привязанность к жизни. Гл. в «спасении» в раннем Б. является перестройка сознания и поведения самого человека, т. е. соблюдение требований религиозной морали. Перестать перерождаться, учит Б., может только тот, кто смиренно и покорно будет переносить любые мучения, порвет все свои земные привязанности, подавит в себе все чувства, стремления, желания. Одно из важнейших моральных требований Б. — соблюдение «ахинсы», т. е. отказ от нанесения вреда кому бы то ни было, воздержание от «ответа злом на зло».

Идеалом Б. является созерцатель, подавивший в себе все эмоции, бесстрастно взирающий на несправедливость, насилие, угнетение. В ламаизме вся жизнь верующего регламентируется подробно разработанным учением о «десяти черных грехах» и «десяти белых добродетелях», в к-рых конкретизируется этика раннего Б. Грехи делятся на телесные (лишение жизни, взятие неданного, развратная жизнь), речевые (ложь, клевета, злословие, насмешка) и грехи сознания (зависть, злоба, ересь); соответственно предусмотрены наказания, ожидающие согрешившего.

За добродетели (напр., милосердие, раздача милостыни, правдивость, усмирение вражды, почитание «священного писания», умеренность, вера в истину религии) обещаются лучшее перерождение, пребывание в раю, окончательное спасение (нирвана). Т. обр., покорность тем, в чьих руках в эксплуататорском об-ве находятся богатство, сила и власть, объявляется Б. путем к спасению, к «небесной награде за земные страдания». В этом состоит реакционная социальная сущность этики Б.

Назад | Тематический указатель | Вперёд
 




Буддизм


 

2010. Словарь по этике.