Словарь по этике. Вернуться на главную страницу

 


Брачно-семейная мораль. — Брак и семья представляют собой одну из важнейших сфер действия морали, в к-рой регулируются взаимоотношения между супругами, родителями и детьми (и др. родственниками, поскольку между ними поддерживаются семейные связи).

Роль брака и семьи в жизни об-ва, их исторические формы и соответствующие им нравственные требования к человеку определяются экономическим строем об-ва, всей системой общественных отношений, а также уровнем развития человеческой цивилизации и культуры в целом. В историческом развитии Б.-с. м. отчетливо прослеживается ход общего социального и морального прогресса человечества, в к-ром можно установить следующие определяющие закономерности.

1. Вытесняя различные формы многобрачия (полигамии), все более прочно утверждается моногамия — устойчивая связь мужчины и женщины. В раннем первобытнообщинном об-ве существовали различные формы группового брака на смену к-рым приходит неустойчивый парный брак, а затем моногамная семья. В становлении рабовладельческой, феодальной и буржуазной форм моногамии преобладающую роль играли экономические факторы: подчиненность женщин и их зависимость от «сильного пола», материальный расчет, функционирование семей крестьян и ремесленников одновременно в качестве производственных ячеек об-ва.

Вместе с тем моногамия явилась ответом и на развивающиеся нравственные потребности людей. Борьба утилитарно-экономического и нравственного начал в отношениях между полами, родителями и Детьми проходит через всю историю досоциалистической семьи. К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали, что первой исторической формой брака, в к-рой нравственные соображения преобладали над всеми др., был пролетарский брак, превратившийся после победы социализма в качественно новый тип брачно-семейных отношений — социалистическую моногамию.

Она характеризуется добровольностью и равноправием брачного союза, его свободой от утилитарно-экономических соображений, богатством духовно-нравственной жизни семьи, гармоничностью интересов семьи и всего об-ва, усилением роли и значения воспитательной деятельности семьи, а следовательно, повышением ее гражданской и моральной ответственности. Новый тип брачно-семейных отношений утверждается в социалистическом об-ве в борьбе с пережитками собственнической и мещанской брачно-семейной морали, с буржуазными и анархистско-левацкими влияниями на отношения между мужчиной и женщиной.

Важнейшие предпосылки полного торжества и дальнейшего развития социалистической моногамии — укрепление равенства женщин с мужчинами, дальнейший подъем материального благосостояния и духовной культуры трудящихся, совершенствование общественного бытового обслуживания и системы воспитания молодого поколения, включая подготовку к браку и семейной жизни.

2. На основе утверждения моногамии в отношении полов и социально-культурного развития об-ва любовь превращается из простого естественного влечения в специфически человеческое чувство: на смену чисто сексуальной потребности приходит потребность в любви как общении, охватывающем собой все богатство проявлений личности супругов. В половой жизни, как указывает В. И. Ленин, проявляется не только данное природой, но и привнесенное культурой.

Всестороннее развитие человека, все большая утонченность его интеллектуальной и эмоциональной жизни превращают любовь из простой потребности природы в момент прежде всего духовного единения мужчины и женщины. С обогащением взаимоотношений полов расширяется круг моральных требований, предъявляемых к людям в браке и семье. С этой сферой жизни человека все более прочно связываются представления о его моральном облике, личном достоинстве и взаимном уважении супругов, родителей и детей.

3. С установлением подлинной моногамии, основанной на взаимной склонности супругов, половая любовь из силы, «стремящейся к разрушению брака» (поскольку брак основывался гл. обр, на др. соображениях), превращается в силу, «которая должна стать его основой» (К. Маркс и Ф. Энгельс, т. 21, с. 80). Когда корыстные соображения не играют роли при выборе супруга и единственным мотивом становится любовь, создаются предпосылки к тому, чтобы общественное требование сохранения семьи полностью слилось с личным стремлением человека.

Поскольку в любви участвуют двое, а возникает третья, новая жизнь, в отношениях полов, как отмечал В. И. Ленин, кроется общественный интерес: возникает долг по отношению к коллективу. Это единство любви и долга составляет нравственную основу социалистического брака, является реальным воплощением нравственной свободы личности в брачно-семейных отношениях.

4. По мере укрепления подлинной моногамии и органического слияния моральных требований в области семейно-брачных отношений и внутренних потребностей личности возрастает способность супругов и членов семьи самостоятельно регулировать свои взаимоотношения, без повседневного внешнего контроля со стороны об-ва.

При коммунизме, как указывает Ф. Энгельс, «отношения полов станут исключительно частным делом, которое будет касаться только заинтересованных лиц и в которое обществу нет нужды вмешиваться» (т. 4, с. 336-337). Социалистическая семья, являющаяся "переходной ступенью от пролетарской семьи в условиях капиталистического об-ва к коммунистической семье будущего, уже содержит в себе мн. черты последней, хотя еще не полностью свободна от наследия прошлого.

Общественное мнение социалистического об-ва ведет неуклонную борьбу против случаев патриархально-байского отношения к женщине, безответственного отношения к семейным обязанностям, прежде всего к воспитанию детей, бытовой распущенности, неуважения и эгоизма во взаимоотношениях супругов, родителей и детей. Укрепление нравственного начала в социалистической семье способствует постепенному отмиранию правового и административного вмешательства в ее жизнь.

Назад | Тематический указатель | Вперёд
 




Брачно-семейная мораль


 

2010. Словарь по этике.