Так, рабовладельческая мораль считала Б. достоянием лишь избранных, аристократии и связывала его с различными формами духовной и политической деятельности, противопоставляя низменным потребностям и образу мысли плебеев, рабов, занятых физическим трудом. В феодальном об-ве вследствие упрочения сословных барьеров Б. стало пониматься как прирожденное качество тех, кто имел знатное происхождение (на это, в частности указывает первоначальное значение слова «благородство» в рус. языке — благое рождение). Низменность мотивов приписывалась «черни» и тем представителям «третьего сословия», деятельность к-рых так или иначе подрывала господство феодальной аристократии. Буржуазное сознание начинает толковать Б. как индивидуальную особенность того или иного человека. Эта добродетель уже не имеет чисто сословного характера. Однако в иной форме подчеркивается все та же исключительность «благородной личности», к-рая возвышается над «толпой», якобы не способной подняться до благородных чувств и мыслей. В противоположность сословному пониманию Б. люди труда и передовые мыслители прошлого вкладывали в него общечеловеческое содержание — гуманность, готовность к самопожертвованию, честность, неподкупность и т. д. Именно эту традицию наследует коммунистическая нравственность, согласно к-рой под Б. прежде всего понимается сознательное, ставшее привычкой и склонностью служение людям. |
|
2022. Словарь по этике. Создание и продвижение сайта - Q-Media |