Словарь по этике. Вернуться на главную страницу

 


Бердяев, Николай Александрович (1874—1948) — рус. религиозный философ, публицист. Сначала примыкал к «легальным марксистам», пытался сочетать некоторые идеи марксизма с кантианством, дать этическое обоснование социализму. Затем эволюционировал к богоискательству и мистицизму. Принимал участие в создании программных сборников рус. идеалистов — «Проблемы идеализма» (1902), «Вехи» (1909), названного В. И. Лениным энциклопедией либерального ренегатства (т. 19, с. 168), а также контрреволюционного сборника «Из глубины» (1918).

Выступал против советского строя и в 1922 г. был выслан за границу. Взгляды Б, обычно характеризуют как религиозный экзистенциализм. Исходным в его концепции является утверждение (и здесь он идет за нем. мистиками XVI—XVII вв.), что свобода первичнее бытия, находится вне бога и коренится в божественном «ничто». Это осн. положение теодицеи Б.: оно позволяет «снять» с бога ответственность за мировое зло, источником к-рoгo объявляется свобода духовная «бесконечная потенция».

Благодаря свободе дух отпадает от бога. Вследствие «падшести» мир природы и истории (формы проявления духовной первореальности, называемой Б. творческой волей и страстью) попадает под власть объективации. Последняя означает господство отчуждения, необходимости и детерминации, исчезновение индивидуального в общем, социализацию, уничтожающую всякую личную оригинальность. Сфера объективации — сфера страдания, вражды и насилия.

Здесь царствует «этика закона»; она устанавливает внешнее различие добра и зла, делит людей на добрых и злых, держится на страхе перед наказанием, а потому порождает фанатизм, формализм и лицемерие. Лишь «этика благодати», с ее принципом искупления вины и спасения всех (добрых и злых) Христом, и «этика творчества» позволяют человеку ответить на зов бога, к-рый не управляет порабощенным миром, а открывается ему. В лоне истории развертывается диалектика отношений между свободой в боге и свободой в человеке, осуществляется их синтез, становление богочеловечества.

Не только человек нуждается в боге, но и бог нуждается в человеке, ибо каждый акт его свободного творчества есть конец объективации и «прорыв» духовного в сферу объектов, есть богосозидание. Хотя, воплощаясь в предметах, творческая деятельность попадает во власть необходимости и несвободы (в этом смысле духовный опыт человека трагичен), она приближает богочеловеческий идеал, мыслимый Б. эсхатологически (Эсхатология). Реализация этого идеала означает конец истории и наступление царства духа, свободы, бессмертия, вечности.

Здесь вполне осуществляется религиозная коммюнотарность (соборность), т. е. добровольная общность людей, в к-рой личностно-индивидуальные качества их сохраняются, а отношения опосредствуются богом. По существу, концепция Б. есть одна из форм модернизации и одновременно апологии христианского учения. Совр. буржуазные идеологи используют ее в борьбе с марксистско-ленинской теорией.

Критика идей Б. дана В. И. Лениным, Г. В. Плехановым и др. марксистами. Соч.: «Смысл творчества» (1916), «Философия свободного духа» (1927), «О назначении человека» (1931), «Судьба человека в современном мире» (1934), «Дух и реальность» (1937), «О рабстве и свободе человека» (1939), «Опыт эсхатологической метафизики» (1941), «Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого» (1945), «Самопознание» (1949), «Царство духа и царство кесаря» (1951) и др.

Назад | Тематический указатель | Вперёд
 




Бердяев


 

2010. Словарь по этике.