Словарь по этике. Вернуться на главную страницу

 


Белинский, Виссарион Григорьевич (1811—48) — рус. революционный демократ, философ, литературный критик и публицист, к-рого В. И. Ленин характеризовал как предшественника «полного вытеснения дворян разночинцами в нашем освободительном движении» (т. 25, с. 94). Сотрудничал (и был редактором) в ряде журналов, особенно плодотворно в «Отечественных записках» (1839 — 46) и «Современнике» (1847—48).

Восприняв традиции рус. освободительного движения, усвоив прогрессивные идеи рус. и западной литературы и философии, Б. прошел сложный путь развития — от просветительства к революционному демократизму, от идеализма к материализму. В 30-е гг. под влиянием нем. классической философии он рассматривает сферу нравственности, борьбу между добром и злом как проявление «вечной идеи».

Последняя воплощается и в человеческой воле, не лишая ее свободы. Поэтому индивид может решить сам, какой жизненный путь ему выбрать: путь ли добра, т. е. подчинения личного высшей воле, интересам родины и человечества, или путь зла, т. е. эгоизма, заботы лишь о себе самом, В этот период рационально-априорному анализу Б. отдает предпочтение перед эмпирическим исследованием истины.

Универсальность нравственного закона, требующего, чтобы человек всегда поступал в соответствии со своим долгом, коренится в необходимости и всеобщности Разума. Проблема идеала, назначения человека, отношения личности и об-ва, детерминации нравственности — в центре этической мысли Б. Он считает, что жизнь должна быть переделана в соответствии с гуманным идеалом, служащим выражением абсолютного разума (этим и определяется назначение' человека), что истинная жизнь заключена в сфере идеального, а эмпирическая действительность иллюзорна.

Различие представлений о добре и зле у разных народов Б. объясняет тем, что они находятся на неодинаковой ступени развития сознания. При оценке индивидуального поступка важны, по Б., его мотивы, ибо, если «в намерение примешивается расчет эгоизма, поступок дурен, безнравствен, хотя бы и произвел благие следствия». В 40-е гг. (после 1838—39 гг., когда Б. на короткое время «примирился» с действительностью и считал ее «разумной») у него начинает преобладать научно-реалистический, материалистический подход к этической проблематике.

Истоком эволюции взглядов мыслителя послужило изучение совр. ему об-ва, где «все человеческое, сколько-нибудь умное, благородное, талантливое осуждено на угнетение, страдание, где цензура превратилась в военный устав о беглых рекрутах, где свобода мыслей истреблена». Идея отрицания «гнусной» и «пошлой» действительности (российской крепостнической и западной буржуазной) представляется Б. столь же плодотворной, как и разработка положительного социального и нравственного идеала, получающего у него уже демократическую и социалистическую направленность («Люди должны быть братья», счастье каждого зависит от счастья всех).

Гармония общественного организма, основанная на страдании отдельной личности, отвергается Б. По его мнению, «зло скрывается не в человеке, но в обществе», поэтому с изменением социальных порядков (и здесь он не исключал насильственных средств) изменится и моральная атмосфера. В разумно организованном об-ве, где классовые и сословные привилегии уничтожены, права, достоинство и свобода человека будут восстановлены, каждый станет личностью, отношения людей будут регулироваться «воспитанием в социальности», истинным общественным мнением.

Указывая на единство нравственной и практической сторон в об-ве, на материальную потребность как «исходный пункт нравственного совершенства», Б. подчеркивал ценность в человеке такого качества, как духовность, к-рая объединяет в себе чувство, разум и волю. Вместе с тем, оставаясь на т. зр. натурализма и антропологизма, Б. соглашался с мнением, что через «наблюдение над эмбрионом» можно проследить физический процесс нравственного развития.

Б. много писал о единстве национального и общечеловеческого, выступал против национализма и космополитизма. Он оказал большое воздействие на развитие общественной мысли России, его «Письмо к Гоголю» (1847), проникнутое высоким нравственным пафосом, В. И. Ленин назвал одним из лучших произв. бесцензурной демократической печати.

Соч. (помимо писем, являющихся важным источником для понимания идейной эволюции Б.): «Литературные мечтания» (1834), «Опыт системы нравственной философии» (1836), «Гамлет, драма Шекспира» (1837), «Стихотворения М. Лермонтова» (1841), «Идея искусства» (1841), «Сочинения Александра Пушкина» (1843—46), «Руководство к познанию новой истории...» (1844), «Парижские тайны», (1844), «Взгляд на русскую литературу 1846 года» (1847) и др.

Назад | Тематический указатель | Вперёд
 




Белинский


 

2010. Словарь по этике.