Словарь по этике. Вернуться на главную страницу

 


Авторитет (лат. autoritas — власть, влияние). — 1. Форма дисциплины, способ регулирования и направления деятельности людей посредством влияния, к-рое оказывают на их убеждения и поведение отдельные лица, группы лиц, организации (т. наз. носители А., к-рых также иногда именуют «авторитетами»), 2. Отношение, возникающее между носителями А. и массой остальных людей.

В зависимости от сферы общественной жизни, в к-рой проявляется А., и способа, каким осуществляется влияние на людей, различают экономический, правовой, политический, духовный, моральный, профессиональный, научный и др. виды А. Об-во, указывает Ф. Энгельс, не может существовать без различного рода А., иначе оно превратилось бы в нечто аморфное, хаотическое. В жизни первобытного об-ва большое значение имел А. старейшин.

С возникновением классов первоочередную роль начинает играть политический и правовой А. государства, опирающийся на насилие и различные формы экономического принуждения. В сфере идеологии А. наделяются санкционированные господствующими классами идеи, учения, догматы. В религии в качестве абсолютного авторитетного начала выставляется бог, за идеей к-рого в действительности скрывается духовный А. господствующего класса.

Особую роль в жизни об-ва занимает нравственный авторитет — это духовная власть над сознанием людей, к-рой обладают лица и организации в силу присущих или приписываемых им моральных достоинств. Естественно, что сами эти достоинства толкуются в зависимости от интересов того или иного класса. Для совр. буржуазного сознания характерны две тенденции в толковании А.

С одной стороны, это авторитаризм — провозглашение безусловной веры в непогрешимости носителя А. и слепое повиновение ему; в этом отношении особенна характерна фашистская идеология «вождизма». С др. стороны, широко распространены настроения крайнего нигилизма — отрицание значения всякого, в т. ч. и морального, А. в жизни об-ва во имя «абсолютной свободы личности».

Эти две лишь внешне противоположные, а на самом деле взаимосвязанные тенденции присутствуют в различных буржуазных философских теориях, у философов разных стран (Ницше, Бергсон, Ясперс). Коммунистическая нравственность исходит из того, что подлинный моральный А. можно завоевать лишь последовательным служением интересам народа, его нельзя декретировать свыше.

Такому А. в корне противоположен культ личности — вера в непогрешимость отдельных авторитетных лиц и слепое следование их воле. А. должен основываться на трезвой оценке деятельности лиц и организаций. А. коммунистических партий и их общепризнанных руководителей в массах основывается на их ведущей роли в борьбе за освобождение трудящихся.

Аксиологический интуитивизм — см. Интуитивизм.

Назад | Тематический указатель | Вперёд
 




Авторитет


 

2010. Словарь по этике.