Словарь по этике. Вернуться на главную страницу

 


Августин (Augustinus) «Блаженный», Аврелий (354—430) — христианский теолог, епископ, один из «отцов церкви» (у католиков), жестокий преследователь еретиков, автор нескольких сот произв.; крупнейшие из них: «О святой троице» и «О граде божием». Воззрения А. — один из гл. источников ранней схоластики и учения Римской церкви.

Утверждая, по определению Плеханова, «теологическое понимание истории», А. подчеркивал противоположность исходных принципов, разделяющих земное и небесное: «...два града созданы двумя родами любви: земное царство создано любовью человека к самому себе, доведенной до презрения к богу, а небесное (церковь) — любовью к богу, доведенной до презрения к самому себе».

Учение о предопределении, о божественной благодати, о сущности высшего блага и высшего зла (первое
в вечной жизни, второе — в вечной смерти, оба за границами земного существования) определяют осн. принципы религиозной этики А.: бог — источник и критерий нравственности, к-рая противоположна земной чувственности, вся полнота добра воплощена в боге, источник зла — первородный грех, «каинова печать» на роде человеческом.

Активность личности, выражающаяся в ее свободной воле, со времени грехопадения имеет исключительно отрицательный смысл, влечет ее к греху, поэтому истинный христианин истребляет в себе «греховное своеволие», он - раб божий, ничтожный червь, прах перед всемогущим. Христианские добродетели А. — последовательное отрицание языческих добродетелей («переряженных пороков»).

Это — пассивность индивида вместо активности, смирение вместо мужества, вера во всемогущество бога вместо мудрости, нерассуждающая любовь к богу вместо справедливости и надежда на небесное спасение. Т. обр., А. требует крайнего аскетизма и отказа от собственной индивидуальности, беспрекословного следования предначертаниям бога, возвещаемым его служителями.

В своей «Исповеди», пронизанной религиозной экзальтацией, А. на собственном примере стремился показать тщетность человеческих усилий, неспособность человека освободиться от греха до тех пор, пока он не отдастся безраздельно провидению и не выступит орудием божественной воли. Только обратившийся к богу может надеяться на спасение, поэтому для блага самих еретиков они должны быть возвращены в лоно церкви силой.

Трактаты А. против донатистов и пелагианцев, его фанатизм и авторитаризм послужили источником теории и практики инквизиции. Идеи А. используются и совр. буржуазными теологами.

Назад | Тематический указатель | Вперёд
 




Августин


 

2010. Словарь по этике.