Словарь по этике. Вернуться на главную страницу

 


Аскетизм (греч. askeo — упражняться) — моральный принцип, предписывающий людям самоотречение, отказ от мирских благ и наслаждений, подавление чувственных стремлений ради достижения к.-л. социальных целей или нравственного самосовершенствования. В истории домарксистских моральных учений А. обычно противопоставлялся гедонизму и эпикуреизму.

Корни А. уходят в первобытное об-во, когда материальные условия жизни требовали от людей высокой физической выносливости, способности переносить крайние лишения. Эта объективная потребность нашла выражение в особого рода религиозных ритуалах. Так, напр., существовал обряд инициаций, посредством к-рого происходило посвящение подростков во взрослых мужчин.

Обряд включал длительный пост, изоляцию, подпиливание зубов и т. п. и имел целью внушить юношам мысль о необходимости стойко переносить невзгоды и лишения. Иной смысл приобрел принцип А. в классовом об-ве. первые попытки обосновать его теоретически мы находим в религиях Древн. Востока, в пифагорейском религиозном учении, затем в христианстве.
Здесь аскетическое подвижничество рассматривалось как путь к нравственному совершенству — как преодоление человеком материального начала и развитие его духовной субстанции («умерщвление плоти» и «воссоединение с богом» в христианстве).

Действительный же социальный смысл этого принципа заключался в распространении среди народных масс идеи необходимости отказа от стремления к жизненным благам, к-рыми пользовались господствующие классы. Т. обр., проповедь А. служила идеологическим средством оправдания классового строя и укрепления его основ.

Напр., институт монашества, к-рый предусматривал А. священнослужителей (посты, безбрачие, самоистязание), создавал вокруг них ореол святости и пропагандировал идею воздержания среди трудящихся. С критикой религиозного А. выступили идеологи революционной буржуазии (Гуманизм). Однако реабилитация человеческих потребностей в буржуазной идеологии была внутренне противоречива. Провозгласив право человека на наслаждение, буржуазное об-во не обеспечивает реальных возможностей наслаждаться для большинства людей (бедность, социальное неравенство и т. д.).

Капитализм, сделавший частную собственность всеобщим мерилом человеческих отношений, уродует сами потребности людей, сводя их к одностороннему чувству обладания. А. иногда проповедовался идеологами угнетенных классов как протест против роскоши имущих и как путь мобилизации сил для борьбы за справедливое об-во (крестьянские и ранние пролетарские движения).

Элементы А. содержатся также в различных теориях «уравнительного коммунизма», проповедующих ограничение самых необходимых материальных потребностей всех членов об-ва. В совр. эпоху некоторые принципы А. в той мере, в какой они противополагаются казенной буржуазной морали, угару потребительства и идеалам гедонизма, являются идеологией определенных массовых слоев капиталистического об-ва (городские низы, иммигрантские группы, часть студенческой молодежи и др.), участвующих в общедемократическом движении. Но одновременно в качестве особой формы морального нигилизма складывается и анархо-А.

Привлекая отдельные элементы привилегированных слоев населения, такой А выступает в роли ниспровергателя культуры и морали. Искаженно истолковывая соотношение революционности и морали, не признавая морального значения единства действий и дисциплины, сторонники такого А. в экстремистских актах аморализма видят гл. средство расшатывания всех механизмов функционирования существующего об-ва.

Подобный А не приемлет позитивные программы социального переустройства и организованную борьбу трудящихся а потому оказывается лишь превращенной формой социального бессилия, фактором раскола демократических сил, компрометации революционной Морали, слепым орудием реакции. В отдельных случаях и в условиях социализма А. может стать формой оживления мелкобуржуазной морали, выражаясь в защите идей уравнигельства, в пропаганде сохранения бедности и отсталости как рычагов революционного энтузиазма, в попрании культурных и моральных ценностей.

Научному коммунизму чужда идея А., поскольку он предполагает создание высокоразвитого общественного производства при полном удовлетворении потребностей людей. Правда, в определенных условиях в процессе строительства коммунистического об-ва может возникнуть временная необходимость в ограничении потребностей, что обычно связано с преодолением исключительных экономических и политических трудностей. Однако требование самоограничения не может служить всеобщим принципом коммунистической нравственности, к-рая исходит из принципа: «Все во имя человека, для блага человека!»

Вместе с тем коммунистическая мораль отвергает и др. крайность — сведение смысла жизни к погоне за наслаждениями, проповедь распущенности и неоправданной роскоши. Потребности людей должны удовлетворяться гармонично исходя из научно обоснованных норм потребления, реальных возможностей развития общественного производства и индивидуальных особенностей каждого человека.

Назад | Тематический указатель | Вперёд
 




Аскетизм


 

2010. Словарь по этике.