Само это отношение имеет, с т. зр. сторонников этих теорий, аффективно-волевую природу, т. е. слагается из желаний, эмоций, склонностей и запросов человека. Согласно этим теориям, не объективные свойства предметов и явлений вызывают определенное субъективное (положительное или отрицательное) отношение человека к ним, а, наоборот, значение этих явлений для человека выводится из субъективного отношения к ним. Пытаясь уйти от субъективизма, авторы А.-в т. на словах признают объективность моральных ценностей. На эту «объективность» они усматривают в том, что ценности якобы «интерсубъективны», т. е. вызывают к себе одинаковое отношение мн. людей. Подобная «объективность» на деле чисто субъективна, т. к. поставлена в зависимость от простой случайности, совпадения характеров и психологического настроя у группы лиц. Психологическое толкование природы моральных ценностей приводит теоретиков данного течения не только к субъективизму, но и к релятивизму: к выводу, что ценность того или иного морального явления сохраняется лишь в рамках отдельной ситуации, меняется в зависимости от психики оценивающего субъекта. Такого рода выводы часто ведут к волюнтаризму. |
|
2022. Словарь по этике. Создание и продвижение сайта - Q-Media |