Словарь по этике. Вернуться на главную страницу

 


Аффективно-волевые теории моральной ценности (лат. affectus — душевное волнение, страсть) — течение в совр. буржуазной этике и аксиологии, для всех разновидностей к-рого характерно субъективно-идеалистическое понимание природы моральных ценностей как результата психологического отношения субъекта к объекту, типичными представителями этого течения являются амер. философы У. Эрбан, Д. Пролл,

Дж. Р. Рид, К. Люис и Дж. Прэтт. Сторонники А.-в. т. считают, что моральное достоинство объекта (поступка, характера личности или к.-л. др. явления) определяется не присущими ему свойствами, а есть результат определенного психологического отношения к нему со стороны субъекта (человека, оценивающего это явление).

Само это отношение имеет, с т. зр. сторонников этих теорий, аффективно-волевую природу, т. е. слагается из желаний, эмоций, склонностей и запросов человека. Согласно этим теориям, не объективные свойства предметов и явлений вызывают определенное субъективное (положительное или отрицательное) отношение человека к ним, а, наоборот, значение этих явлений для человека выводится из субъективного отношения к ним.

В действительности же отношение людей к окружающим явлениям всегда социально обусловлено, поскольку эти явления выполняют определенную роль в жизнедеятельности человека, имеют объективное социальное значение, независимое от сознания тех или иных людей. Т. обр., общественное и классовое происхождение моральных оценок подменяется здесь чисто психологическим, зависящим лишь от эмоционально-волевого склада людей.

Пытаясь уйти от субъективизма, авторы А.-в т. на словах признают объективность моральных ценностей. На эту «объективность» они усматривают в том, что ценности якобы «интерсубъективны», т. е. вызывают к себе одинаковое отношение мн. людей. Подобная «объективность» на деле чисто субъективна, т. к. поставлена в зависимость от простой случайности, совпадения характеров и психологического настроя у группы лиц.

Психологическое толкование природы моральных ценностей приводит теоретиков данного течения не только к субъективизму, но и к релятивизму: к выводу, что ценность того или иного морального явления сохраняется лишь в рамках отдельной ситуации, меняется в зависимости от психики оценивающего субъекта. Такого рода выводы часто ведут к волюнтаризму.

Назад | Тематический указатель | Вперёд
 




Аффективно-волевые теории моральной ценности


 

2010. Словарь по этике.