Словарь по этике. Вернуться на главную страницу

 


Абсолютизм (этический) (лат. absolutus — безусловный) — методологический принцип истолкования природы нравственности, лежащий в основе мн. домарксистских и некоторых совр. буржуазных этических теорий.

Моральные принципы, понятия добра и зла сторонники А. трактуют как извечные и неизменные, абсолютные начала (законы вселенной, априорные истины или божественные заповеди), не связанные с условиями общественной жизни людей, с их потребностями, с историческими законами развития человечества. В отличие от релятивизма, к-рый обычно выражая протест против канонизации и догматизации господствующей морали, А. мог иметь двоякий смысл.

С одной стороны, его сторонники часто выступали против относительности и условности господствующей морали, ее беспринципности и подчинения политическим интересам правящих групп; в противовес деградации нравов привилегированных классов они выставляли непреложные законы морали, должные соблюдаться всеми. Но с др. стороны, такая критика господствующей морали не отрицала ее в принципе, а лишь обосновывала представление о ее незыблемости и универсальности.

Поэтому абсолютисты приходили иногда к моральному догматизму и ригоризму. Абсолютистский взгляд на нравственность получает развитие еще в древности. Сократ, Платон, Эвклид Мегарский трактуют добро как абстрактную, вечную идею, противоположную всему изменчивому и обусловленному в материальном мире вещей. Абсолютистские воззрения на природу морали присущи также христианскому учению в целом, хотя и не всегда проводились с равной последовательностью.

Обоснование морали феодального, а затем буржуазного об-ва ссылкой на волю или разум бога имело целью придать этой морали абсолютное значение, поставить ее вне конкретно-исторических условий. Идеи А. проводятся и в некоторых светских этических учениях нового времени. Так, англ. философ Шефтсбери доказывал, что представления люден о нравственности имеют врожденный характер, неизменны и не могут быть обоснованы ссылками на человеческие интересы и общественную пользу (Нравственного чувства теории).

Принцип А. развивают в своей этике Кант, а также Спенсер. Примером совр. направления буржуазной философии морали, где обосновываются идеи А., может служить интуитивизм — этическая теория, в к-рой доказывается, что моральные понятия добра и долга неизменны и безусловны, что осн. моральные истины постигаются как «самоочевидные» и не нуждаются в доказательствах.

Этот вид этического А. помимо антинаучности имеет реакционный смысл, поскольку объективно он представляет собой попытку доказать вечность и незыблемость морали капиталистического об-ва. Марксистско-ленинская этика противопоставляет А. принцип конкретно-исторического подхода к обоснованию природы нравственности, связывая ее с социальными условиями жизни людей, с их интересами и потребностями. Всякий моральный принцип возникает исторически, на определенной ступени общественного прогресса.

И если он сохраняет свое значение для последующих эпох, то при этом наполняется новым, более конкретным и гуманным содержанием, отвечая более широким историческим возможностям прогрессивных классов. Так, коммунистическая нравственность воспринимает все лучшее из морали человечества в прошлом и развивает его содержание в направлении полной социальной справедливости.

Назад | Тематический указатель | Вперёд
 




Абсолютизм


 

2010. Словарь по этике.